banner1 

Главная Организация учебного процесса Учебные планы для профессиональной подготовки Профессия – Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Профессия – Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

Сборник

учебных планов и программ

для профессиональной подготовки

и повышения квалификации рабочих

 

 

 

 

 

 

Профессия – Оператор электронно-вычислительных и

                       вычислительных машин

Квалификация – 2-й – 4-й разряды

Код профессии – 16199

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2005

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

Сборник

учебных планов и программ

для профессиональной подготовки

и повышения квалификации рабочих

 

 

 

 

 

Профессия – Оператор электронно-вычислительных и

                       вычислительных машин

Квалификация – 2-й – 4-й разряды

Код профессии – 16199

 

 

Одобрено Экспертным советом по начальному профессиональному образованию Министерства образования и науки Российской Федерации в качестве учебно-программной документации

Протокол № 1 от « 04 » июля 2005 г.

 

 

 

Москва 2005

 

 

Сборник учебных планов и программ для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» разработан н.с. ИРПО Сорокиной Г.С., зав. лабораторией Малышевой В.А., н.с. Прилиповой Е.Д.

 

Научный консультант: Малышева В.А. – зав. лабораторией подготовки рабочих на производстве ИРПО, докт. пед. наук, профессор.

 

 

 

Рецензенты:

В.Н. Сошников – зам. начальника подразделения 3600 Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС), докт. тех. наук, профессор.

Д.В. Бутянов – зам. директора учебного центра СофтЛайн, канд. тех. наук.

 

 

 

 

 

 

 

© Сорокина Г.С., Малышева В.А., Шмельков С.В., Кабышева С.А., Колкова Т.Е., Кошелева Е.Д., Пахомова И.А., 2005.

 

 

Перепечатка только с разрешения  ИРПО.


3

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Настоящий сборник учебно-программной документации предназначен для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин».

В сборник включены: квалификационные характеристики, учебные и тематические планы, программы экономического, общеотраслевого и специального курса, практического обучения на 2-й – 3-й разряды, а также учебные и тематические планы для повышения квалификации рабочих на 4-й разряд.

В конце сборника приведены список литературы и примерные экзаменационные билеты.

Продолжительность обучения новых рабочих установлена 5 месяцев в соответствии с действующим Перечнем профессий профессиональной подготовки, 2001 г.

Квалификационная характеристика составлена в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по общеотраслевым профессиям рабочих, которым устанавливались месячные оклады 1992 г.

Обучение может проводиться как групповым, так и индивидуальным методами.

Тематические планы программ являются примерными и право конкретного распределения часов на теоретические и практические занятия по темам в пределах общего объема часов, отведенных на предмет учебным планом, предоставляется непосредственно преподавателям, которые самостоятельно выбирают формы и методы проведения.

В учебную программу «Оператор электронно-вычис-лительных и вычислительных машин» включен предмет «Основы бухгалтерского учета», если обучаемым в процессе работы эти знания не понадобятся, то учебный план корректируется и часы с предмета «Основы бухгалтерского учета» перераспределяются на другие предметы.

4

 

В связи с постоянным усовершенствованием аппаратного и программного обеспечения ПЭВМ требуется систематическое включение в действующую программу нового учебного материала, исключение устаревшего материала, терминов и стандартов.

В конце обучения желательна практика на рабочем месте оператора в организации (учреждении), во время которой обучающиеся самостоятельно выполняют необходимую работу. Содержание выполняемых работ должно соответствовать требованиям квалификационной характеристики.

В процессе обучения особое внимание должно быть обращено на необходимость прочного усвоения и выполнения требований безопасности труда.

К самостоятельному выполнению работ обучающиеся допускаются только после сдачи зачета по безопасности труда.

Квалификационные экзамены проводятся за счет времени, отведенного на практическое обучение.

Изменения, коррективы или необходимость изучения отдельных тем программ рассматриваются учебно-методи-ческим (педагогическим) советом и утверждаются председателем учебно-методического (педагогического) совета образовательного учреждения.

При успешной сдаче экзаменов, обучающимся выдается свидетельство установленного образца и присваивается 2-й, 3-й разряд.


5

ПОДГОТОВКА РАБОЧИХ НА ПРОИЗВОДСТВЕ

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Профессия – Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Квалификация – 2-й разряд

 

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин 2-го разряда должен знать:

-       правила технической эксплуатации вычислительных машин;

-       методы контроля работы машин;

-       рабочие инструкции;

-       макеты механизированной обработки информации;

-       формы обрабатываемой первичной документации;

-       нормы выработки;

-       виды носителей информации, включая перфокарты и перфоленты, характеристики периферийных устройств, способы подключения периферийных устройств, варианты устранения простейших сбоев;

-       основы законодательства;

-       основы профессиональной этики;

-       основы машинописи;

-       запись об использовании машинного времени и замеченных дефектах работы машин в журнал по учету машинного времени;

-       правила охраны труда и здоровьесберегающие технологии, электро- и пожарной безопасности, пользование средствами пожаротушения.

 

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин 2-го разряда должен уметь:

-       производить арифметическую обработку первичных документов на вычислительных машинах различного типа с

 

6

печатанием исходных данных и результатов подсчета на  бумажном носителе и без него;

-       выполнять суммирования, таксировки показателей однострочных и многострочных документов;

-       вычислять проценты и процентные отношения, выполнять операции с константой, возведение в степень, извлечение корня, хранение и накопление чисел и массивов данных;

-       проводить сортировку, раскладку, выборку, подборку, объединение массивов на вычислительных машинах по справочным и справочно-группировочным признакам;

-       проверять правильность работы машин специальными конт­рольными приемами;

-       осуществлять внешний контроль принимаемых на обра­ботку документов и регистрацию их в журнале;

-       подготавливать документы и технические носители информации для передачи на следующие опера­ции технологического процесса;

-       оформлять результаты выполненных работ в соответствии с инструкциями;

-       производить установку операционных систем, подключение периферийных устройств, установку антивирусных программ;

-       работать с шаблоном;

-       вводить текстовую информацию в беглом режиме;

-       выполнять правила охраны труда и противопожарной безопасности.

 

Квалификация – 3-й разряд

 

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин 3-го разряда должен знать:

-       технико-эксплуатационные характеристики вычислительных машин;

-       устройство пульта управления и правила технической эксплуатации ЭВМ;

7

 

-       руководящие материалы, определяющие последовательность и содержание выполняемых операций технологического процесса;

-       действующие шифры и коды;

-       методы проведения расчетов и вычислительных работ, контроля технических носителей информации;

-       основы коммутации и простые блок-схемы настройки машин;

-       формы исходных и выпускаемых документов;

-       устройство персонального компьютера (ПК);

-       основные функции и сообщения операционной системы;

-       виды и основные характеристики носителей данных;

-       разновидности программного и системного обеспечения ПК;

-       принципы работы со специализированными пакетами программ;

-       наиболее распространенное программное обеспечение ПК;

-       правила работы и программное обеспечение для работы в сети;

-       принципы построения локальных и глобальных вычислительных сетей (в том числе Internet);

-       правила технической эксплуатации ПК;

-       требования по технике безопасности при работе с ПК;

-       основы программирования в объеме среднего специального или общего образования и курсовой подготовки;

-       машинопись;

-       правила охраны труда, электро- и пожарной безопасности пользования средствами пожаротушения.

 

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин 3-го разряда должен уметь:

-       выполнять обработку информации на электронно-вычислительных машинах по рабочим инструкциям с пуль­та управления;

8

 

-       вводить информацию в электронно-вычислительные машины (ЭВМ) с технических носителей информации и каналов связи и вывод ее из машины;

-       передавать по каналам связи полученные на машинах расчетные данные на последующие операции;

-       обработывать первичные документы на вычислительных машинах различного типа путем суммирова­ния показателей сводок с подгибкой и подкладкой таблиц, вычислений по инженерно-конструкторским расчетам;

-       выписывать счета-фактуры и со­ставлять ведомости, таблицы, сводки, отчеты механизированным способом, с выводом информации на перфоленту;

-       контролировать вычисления, выверять расхождения по первичному документу;

-       подготавливать машину к работе;

-       настраивать машины по простым схемам ком­мутации и самостоятельно устранять несложные неисправности;

-       работать с математическими справочниками, таблицами;

-       оформлять сопроводительные документы и рабочий наряд на выполненные работы;

-       вести процесс обработки информации на ПК;

-       выполнять ввод информации и ее вывод на печатающее устройство;

-       выполнять запись, считывание и копирование информации с одного носителя на другой;

-       оформлять результат выполнения работ в соответствии с инструкциями;

-       определять и устранять сбои в работе аппаратного и программного обеспечения;

-       работать в локальных и глобальных вычислительных сетях (в том числе Internet);

-       вводить текстовую информацию, используя десятипальцевый метод;

-       выполнять правила охраны труда и противопожарной безопасности.


9

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

для профессиональной подготовки рабочих по профессии

«Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин» на 2-й – 3-й разряды

 

Срок обучения – 5 месяцев

№ п/п

Предметы

Всего за курс обучения

1

Теоретическое обучение

 

1.1

Экономический курс

 

1.1.1

Основы рыночной экономики и предпринимательства

20

1.2

Общеотраслевой курс

 

1.2.1

Основы законодательства. Этика профессиональной деятельности

30

1.2.2

Основы бухгалтерского учета

40

1.2.3

Охрана труда и здоровьесберегающие технологии

20

1.3

Специальный курс

 

1.3.1

Аппаратное обеспечение ЭВМ

50

1.3.2

Программное обеспечение ЭВМ

85

1.3.3

Основы программирования на Vbasic

40

2

Практическое

(производственное) обучение

512

2.1

Производственное обучение

 

 

Резерв учебного времени

20

 

Консультации

15

 

Квалификационный экзамен

8

 

ИТОГО:

840


10

 

I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

1.1. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КУРС

 

1.1.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Основы рыночной экономики

и предпринимательства»

 

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение в экономику

4

2

Принципы и механизм работы рынка

2

3

Рынки факторов производства

2

4

Экономические условия работы фирмы (предприятия)

2

5

Изменение результатов экономической деятельности

2

6

Государственный бюджет и налоги

2

7

Макроэкономическая нестабильность

2

8

Государство и рынок

2

9

Предпринимательство

2

 

ИТОГО:

20

 

П Р О Г Р А М М А

 

Тема 1. Введение в экономику

Предмет экономики. Понятие экономической модели. Микро- и макроэкономика. Зарождение и развитие экономической мысли. Знакомство с различными экономическими теориями.

Анализ экономической информации, необходимой для организации в своей профессиональной деятельности.

 

11

 

Тема 2. Принципы и механизмы работы рынка

Понятие рынка. Принципы рыночной экономики.

Понятие спроса и величины спроса. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность спроса.

Понятие предложения и величины предложения. Закон предложения. Предложение фирмы и рыночное предложение. Эластичность предложения.

Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие на рынке.

Цена. Функции цены: информационная, мотивацион-ная и нормирующая. Конкуренция. Виды конкуренции.

Инфраструктура рынка.

 

Тема 3. Рынки факторов производства

Специфика биржевого рынка. Виды бирж. Брокеры. Дилеры.

Рынок труда. Спрос и предложение труда. Безработи­ца. Эффект замещения и дохода.

Рынок капиталов. Виды капитала. Актив. Ликвид­ность. Ссудный процент. Простые и сложные проценты. Дисконт. Причины появления банков. Роль банков в созда­нии денег.

Акции. Облигации.

Рынок земли. Спрос и предложение на землю. Эконо­мическая и земельная рента.

 

Тема 4. Экономические условия работы

фирмы (предприятия)

Собственность и организационно-правовые формы фирмы (предприятия).

Целесообразность создания фирмы (предприятия). Из­держки фирмы (предприятия). Прибыль и убытки фирмы (предприятия). Совокупный спрос и предложение. Понятия собственности, производительности, амортизации.

 

12

 

Механизмы создания и прекращения длительности фирмы (предприятия).

Атрибуты фирмы (предприятия): учредители, устав­ной фонд, юридический адрес, банковский счет, название, фирменный стиль.

Уставные документы и нормативно-правовые акты деятельности фирмы (предприятия).

Взаимоотношения с партнерами и органами законода­тельной и исполнительной власти.

Закон о банкротстве предприятия. Особенность ос­новных организационно-правовых форм данной фирмы (предприятия).

 

Тема 5. Измерение результатов

экономической деятельности

Кругооборот товаров, услуг, ресурсов и платежей в экономике. Валовый национальный продукт (ВНП). Вало­вый внутренний продукт (ВВП). Чистый национальный продукт. Национальный доход. Личный доход. Доход фир­мы (предприятия).

 

Тема 6. Государственный бюджет и налоги

Бюджет государства: доходы и расходы. Налоги как основной источник доходов. Прогрессив­ные, пропорциональные и регрессивные налоги. Прямые и косвенные налоги.

Система налогооблажения.

 

Тема 7. Макроэкономическая нестабильность

Понятие экономического роста.

Макроэкономические показатели нестабильности: ин­фляция и безработица, их взаимодействие.

Причины и виды инфляции. Экономические и соци­альные последствия инфляции применительно к данной фирме (предприятию).

13

 

Тема 8. Государство и рынок

Случаи несостоятельности рынка: ограниченность конкуренции, внешние эффекты и неполнота информации. Общественный сектор экономики и общественные блага. Примеры несостоятельности в российской экономике и в повседневной жизни.

Тема 9. Предпринимательство

Понятие о бизнес-плане.

Маркетинг. Разработка и создание товара, позициони­рование товара, процесс продвижения товара и ценообразо­вание.

Менеджмент. Основные функции управления: плани­рование, организация, мотивация и контроль.

Понятие о банкротстве фирмы (предприятия). Риски коммерческой деятельности.

Резюме бизнес-плана.

Бизнес-план фирмы (предприятия).

 


14

 

1.2. ОБЩЕОТРАСЛЕВОЙ КУРС

 

1.2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Основы законодательства.

Этика профессиональной деятельности»

 

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Трудовое законодательство

8

2

Правовое регулирование в сфере информационных технологий

8

3

Виды ответственности

4

4

Социологическая категория – «компьютерная преступность»

4

5

Лицензионные соглашения

4

6

Этика использования электронной почты и работы в сетях

2

 

ИТОГО:

30

 

П Р О Г Р А М М А

 

Тема 1. Трудовое законодательство

Трудовое законодательство. Понятие и сущность правовых взаимоотношений. Трудовой договор: понятия, виды. Заключение и расторжение трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Трудовой распорядок. Льготы для лиц, обучающихся без отрыва от производства. Дисциплина труда. Трудовые споры. Законодательство о трудовых спорах и порядке их раз­решения. Вознаграждение за труд, свобода труда, свобода трудового договора, охрана труда, гарантированность защиты прав работников всеми способами, не запрещенными законом, включая судебный порядок.

 

15

 

Тема 2. Правовое регулирование

в сфере информационных технологий

Законодательство РФ в области информационных технологий. Содержание основных понятий и основные термины информационной сферы. Информация как объект правового регулирования. Роль информационного права и информационного законодательства в современном информационном обществе. Структура и состав информационного законодательства. Содержание основных нормативных правовых актов информационного законодательства. Организация в РФ информационно-правового обеспечения органов государственной власти, юридических и физических лиц. Авторское право.

 

Тема 3. Виды ответственности

Виды ответственности. Уголовная ответственность. Уголовное право. Понятие преступления. Виды преступлений в сфере информационных технологий. Технические, ор­ганизационные и правовые меры противодействия компью­терным преступлениям. Уголовный кодекс (УК) РФ в об­ласти компьютерных преступлений. Уголовная ответственность в сфере информационных технологий. Ответственность за использование нелицензионных (контрафактных) программ ст. 272 УК РФ. Ответственность за неправомерный доступ к компьютер­ной информации. Понятие вредоносной программы. Ответственность за создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ ст. 273 УК РФ. Ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети ст. 274 УК РФ. Ма­териальная ответственность. Дисциплинарная ответственность.

 

 

 

16

 

Тема 4. Социологическая категория –

«компьютерная преступность»

Компьютерные преступления, связанные с вмешательством в работу ЭВМ, и, использующие ЭВМ как техническое средство. Несанкционированный доступ к информации. Разработка и распространение компьютерных вирусов. Подделка компьютерной информации, кража информации. Предупреждение компьютерных преступлений – защита данных, устранение потерь информации, шифрование.

 

Тема 5. Лицензионные соглашения

Понятие лицензии. Понятие лицензионного программного обеспечения и его преимущества. Опасности, связанные с нарушением условий лицензионных соглашений. Специальные условия.

 

Тема 6. Этика использования электронной почты

и работы в сетях

Общие правила поведения. Содержание писем, пересылаемых по электронной почте. Правила написания сообщений с точки зрения этики. Основы стилистики написания документов.

 


17

 

1.2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Основы бухгалтерского учета»

 

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Общая характеристика бухгалтерского учета

4

2

Понятие о бухгалтерском балансе

6

3

Основные понятия о первичных документах

6

4

Счета и двойная запись

8

5

Понятие о бухгалтерской отчетности

8

6

Учет денежных средств и расчетных операций

8

 

ИТОГО:

40

 

П Р О Г Р А М М А

 

Тема 1. Общая характеристика бухгалтерского учета

Общие понятия о хозяйственном учете, его значение. Документация в бухгалтерском учете. Компьютеризация учета и его значение. Виды учета и их характеристика. Источники образования средств предприятий: собственные средства, привлеченные средства.

 

Тема 2. Понятие о бухгалтерском балансе

Общая характеристика бухгалтерского баланса, его содержание и структура. Актив и пассив баланса. Группировка и размещение статей в активе и пассиве баланса. Равенство итогов баланса.

 

Тема 3. Основные понятия о первичных документах

Первичные документы их роль и значение в учете. Документооборот и его организация. Шаблоны документов. Техника записи. Понятие об электронных документах.

 

18

 

Тема 4. Счета и двойная запись

Понятие о текущем учете, строение счетов бухгалтерского учета. Дебет и кредит счетов. Счета активные, пассивные и активно-пассивные. Открытие счетов. Отражение хозяйственных операций на счетах способом двойной записи.

 

Тема 5. Понятие о бухгалтерской отчетности

Общая характеристика бухгалтерской отчетности. Значение отчетности, виды, состав и сроки представления отчетности. Требования, предъявляемые к отчетности.

 

Тема 6. Учет денежных средств и расчетных операций

Общая характеристика денежных и расчетных операций. Банки и их функции. Документация и учет кассовых операций. Значение и задачи учета труда и заработной платы. Учет использования рабочего времени. Табель и порядок его ведения. Удержания и вычеты из заработной платы. Налоги, удержание по исполнительным документам и прочее.

 


19

 

1.2.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Охрана труда

и здоровьесберегающие технологии»

 

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Охрана труда

6

2

Санитарные правила и нормы

4

3

Правила поведения в компьютерных кабинетах, электробезопасность и пожарная безопасность

4

4

Здоровьесберегающие технологии

6

 

ИТОГО:

20

 

П Р О Г Р А М М А

 

Тема 1. Охрана труда

Трудовой кодекс. Основы законодательства по охране труда.

Основные понятия: охрана труда, условия труда, вредный производственный фактор, опасный производственный фактор, безопасные условия труда и др. Требования охраны труда. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Обязанности работника в области охраны труда. Обеспечение прав работника на охрану труда. Охрана труда женщин и молодежи.

Закон об охране окружающей среды.

 

Тема 2. Санитарные правила и нормы

Органы санитарного надзора, их назначение и роль в охране труда. Основные понятия о гигиене труда. Гигиенические нормативы. Организация рабочего места. Режим работы и занятий. Требования к освещенности и оборудова-

20

 

нию. Требования к содержанию рабочего места. Санитарные нормы времени. Защита от вредного воздействия компьютера на состояние психики человека и его физическое состояние, меры профилактики. Виды вентиляционных устройств, пра­вила их эксплуатации. Санитарный уход за производствен­ными и другими помещениями.

 

Тема 3. Правила поведения в компьютерных кабинетах,

электробезопасность и пожарная безопасность

Организация учебного процесса. Трудовая дисциплина. Электробезопасность: действие электрического тока на организм человека и виды поражения электрическим током, факторы, влияющие на ис­ход поражения; мероприятия по защите от поражения элек­трическим током. Пожарная безопасность: понятие о пожаре, горении; основные причины возникновения пожаров, противопожарные мероприятия, огнетушительные средства и правила их применения, правила поведения при пожарах. Пользование ручными средствами пожаротушения. Защитные приспособления, ограждения, средства сигнализации и связи. Вызов пожарной команды. Правила по безопасности труда. Причины травматизма. Виды травм, меры предупреждения травматизма. Правила ухода за ЭВМ и офисной техникой. Требования безопасности при обра­щении с электрооборудованием. Правила технической эксплуатации ПК. Ответственность за нарушение требований безопасно­сти труда.

 

Тема 4. Здоровьесберегающие технологии

Эргономика: рабочее место, офисная мебель, требова­ния к рабочему месту при работе сидя. Снятие локального утомления. Предотвращение переутомлений. Ознакомление с упражнениями для глаз, комплексом упражнений для физкультурных минуток. Рациональный режим труда и отдыха. Значение правильной рабочей позы. Профилактика профес-

21

 

сиональных заболеваний. Принципы оказания первой помощи. Определение признаков жизни. Виды повреждений и первая помощь при ранениях, вывихах, ушибах, переломах, растяжениях свя­зок.

Первая помощь пострадавшему от электрического то­ка. Первая помощь при термоожогах и обморожениях. Пер­вая помощь при химических ожогах и отравлениях. Приемы искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

 


22

 

1.3. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС

 

1.3.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Аппаратное обеспечение ЭВМ»

 

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Общие сведения о ЭВМ

4

3

Основные составляющие и блоки ЭВМ

6

4

Периферийные устройства ЭВМ

6

5

Основы сетевых технологий

12

6

Архитектура ЭВМ, модернизация и установка основных комплектующих

20

 

ИТОГО:

50

 

П Р О Г Р А М М А

 

Тема 1. Введение

Поколения компьютеров. Первые компьютеры. История устройств ввода-вывода и хранения информации. Перфокарты. Развитие вычислительных сетей. Современные тенденции в развитии ЭВМ и вычислительных сетей.

 

Тема 2. Общие сведения о ЭВМ

Назначение и функциональные возможности ЭВМ. Классификация и виды ЭВМ. Основные категории ЭВМ в зависимости от назначения и конструктивных особенностей. Понятие об аналоговых и цифровых вычислительных машинах. Общие сведения об основных технических характеристиках ЭВМ.

Персональные компьютеры (ПК).

ПК как разновидность современной ЭВМ.

 

23

 

Принципы работы компьютера. Единицы измерения информации. Виды и основные характеристики носителей данных.

Промышленный компьютер – понятие, структура. Место в составе системы управления технологическими процессами и производственного оборудования. Виды исполнений.

 

Тема 3. Основные составляющие и блоки ЭВМ

Понятие открытой платформы. Технические характе­ристики компьютера. Общий вид ЭВМ. Блок-схема и общая схема ЭВМ. Понятие комплектующих. Их основные функции. Системный блок. Блок питания. Модули оперативной памяти (ОЗУ), принцип работы. Устройства хранения информации: Flash память, HDD, ПЗУ, Магнитные и оптические накопители, их сравнительные характеристики и принципы работы. Видеокарта. Системная (материнская) плата. Процессор и принцип его работы. Другие платы расширения. Правила обращения и хранения комплектующих.

 

Тема 4. Периферийные устройства ЭВМ

Клавиатура, назначение клавиш различ­ных функциональных зон. Комбинации клавиш. Техника печати. Мышь, touchpad, трекбол. Использование мыши. Модемы, передача информации по телефонным линиям. Сканеры, web-камеры, цифровые видеокамеры, цифровые фотоаппараты, ввод цифровых изображений в компьютер. Принтеры, плоттеры и факсы, вывод информации на печать. CRT- LCD- мониторы, их отличия. Дополнительные устройства вывода информации: плазменные панели и проекторы, их основные характеристики. Другие периферийные устройства.

 

Тема 5. Основы сетевых технологий

Взаимодействие компьютеров в сети. Семиуровневая модель OSI. Базовые компоненты вычислительных сетей.

24

 

Стек протоколов TCP/IP. Основы проектирования сетей. Взаимодействие компьютеров в глобальных сетях. Принципы работы и организации Internet. Способы подключения к Internet, провайдеры Internet. Гиперссылки, URL, доменные. Обзор служб Internet: www, ftp, E-mail. Взаимодействие компьютеров в локальных сетях. Просмотр сетевого окружения. Поиск компьютеров в сети и сетевых ресурсов. Доступ к сетевым ресурсам.

 

Тема 6. Архитектура ЭВМ, модернизация и установка

основных комплектующих

Архитектура и концепция построения ПЭВМ. Понятие шин данных. Взаимодействие между составляющими ПЭВМ на уровне логики. Приборы и методы тестирования ПЭВМ. Демонтаж и монтаж комплектующих. Меры предосторожности. Правила хранения комплектующих.

 


25

 

1.3.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Программное обеспечение ЭВМ»

 

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Введение

2

2

Состав и структура программного обеспечения ПЭВМ

2

3

Основы работы с операционной системой

23

4

Работа в текстовом редакторе

14

5

Работа в редакторе таблиц

16

6

Работа в Internet. Настройка почтового клиента

8

7

Настройка ПЭВМ. Программное обеспечение. Устранение неполадок

20

 

ИТОГО:

85

 

П Р О Г Р А М М А

 

Тема 1. Введение

Основные задачи, решаемые с использованием возможностей вычислительной техники и программного обеспечения.

Понятие об информационном процессе и информационной системе.

Перспективные направления развития программных средств реализации информационных процессов. Необходимость обеспечения конкурентоспособности отечественных информационных технологий на мировом рынке.

 

Тема 2. Состав и структура

программного обеспечения ПЭВМ

Программное обеспечение ЭВМ.

 

26

 

История развития, термины, определения, состав, структура. Понятие о командах и программах. Определение программы. Понятие о лицензионном и нелицензионном программном обеспечении. Виды и особенности нормативно-законодательной литературы.

Краткие сведения об организации хранения информации в ПЭВМ.

Классификация программ.

Принципы построения работы с наиболее распространенными пакетными, системными, служебными и прикладными программами и инструментальными средствами.

Определение интерфейса программы. Типы и характеристики существующих интерфейсов.

Способы хранения данных и программ в ПЭВМ.

 

Тема 3. Основы работы с операционной системой

Общие сведения об операционной системе, различные операционные системы. Установка операционной системы. Загрузка операционной системы. Управление компьютером с помощью опера­ционной системы. Интерфейс операционной системы. Навигация в файловой системе. Выбор логического диска. Перемещение по пап­кам, просмотр содержимого папок. Пути к папкам и полное имя файлов. За­пуск прикладных программ. Принципы работы с приложениями. Элемен­ты окна приложения. Перемещение окон. Изменение размера окна. Сверты­вание окна. Автоматическое расположение окон. Работа с меню: выпадающее меню, всплывающее ме­ню, подменю. Панели инструментов.

Панель задач и ее элементы. Переключение между программами. Справочная система. Диалоговые окна. Операции с папками и файлами: создание папки, копирование и пересылка папок и файлов, переименование папок и файлов, удаление папок и файлов. Буфер обмена и корзина.

Поиск файлов и папок. Настройка пользовательского окружения. Установка программ.

27

 

Тема 4. Работа в текстовом редакторе

Основы работы в WORD. Краткий обзор возможностей Word. Запуск редактора. Обзор функций меню. Открытие документа. Структура окна. Полосы прокруток. Панели инструментов. Основные элементы панели инструментов. Справочная система, помощник. Технология работы с текстовыми документами. Ввод текста. Перемещение курсора. Прокрутка документа. Ис­правление ошибок. Основные принципы редактирования. Выделение фрагментов текста. Отмена выполненных действий. Удаление текста. Исполь­зование Буфера обмена для вырезания, копирования и вставки фрагментов текста.

Окна, таблицы, форматирование текста, понятие стилей.

Оформление документа с помощью стилей. Создание и применение стиля. Оформление документа с помощью стилей абзацев. Создание документов с помощью мастеров и шаблонов. Настройка панели инструментов. Выравнивание текста, шрифты. Проверка орфографии. Исправление орфографических ошибок. Автозамена. Перенос слов. Поиск и замена в тексте. Использование Автотекста. Подбор синонимов.

Приемы форматирования. Изменение параметров (ат­рибутов) шрифта в выделенном фрагменте. Форматирова­ние абзаца. Обрамление абзаца. Нумерация, списки, марке­ры. Специальные текстовые и графические эффекты. Поиск и замена слов. Проверка грамматики. Создание и заполнение шаблонов. Создание оглавлений и ссылок. Вставка объектов в документ. Работа с таблицами. Создание простой таблицы. Ввод данных в таблицу. Выделение строк и столбцов. Добавле­ние и удаление строк и столбцов. Простейшие вычисления.

Вставка рисунков в документ. Перемещение рисунков и изменение размеров. Оформление страницы. Нумерация страниц и колонтитулы. Установка полей. Масштабирова-

28

ние документа. Предварительный просмотр документа. Подготовка документа к печати. Сохранение документа. Закрытие документа. Выход из программы.

 

Тема 5. Работа в редакторе таблиц

Основы работы в EXCEL. Ос­новные термины: электронная таблица, рабочая книга, ра­бочий лист, ячейка, адрес ячейки, активная ячейка. Создание, загрузка и сохранение книг. Обзор функций меню. Элементы окна программы. Панели инструментов.

Основные приемы работы. Перемещение по рабочему листу. Ввод данных. Исправление ошибок. Выделение диапазонов ячеек. Составление документа. Адресация ячеек, ввод данных, формул и их редактирование. Форматы данных. Форматирование текста: выбор шрифта, применение текстовых форматов, выравнивание данных. Диапазон ячеек. Автозаполнение ячеек. Создание формул. Исполь­зование ссылок на ячейки: относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Поиск и исправление ошибок в форму­лах. Использование имен ячеек и диапазонов ячеек. Использование функций: список доступных функций, кнопка Автосумма, редактирование функций. Отмена действия команд. Справочная система. Копирование и перемещение данных. Рамки и цвет фона, изменение ширины столбцов и высоты строк. Применение заливки и обрамления. Копирование форматов.

Манипулирование рабочими листами: вставка, удале­ние, перемещение и копирование рабочих листов. Оформление рабочих листов.

Построение графиков и диаграмм. Создание диаграмм и графиков с помощью Мастера диаграмм. Па­раметры диаграммы. Перемещение диаграммы и изменение размера диа­граммы. Копирование информации из электронных таблиц в документ Word и обратно. Подготовка книги к печати. Установка параметров страни­цы и определение области печати. Предварительный просмотр. Сохране­ние рабочей книги.

29

 

Тема 6. Работа в Internet. Настройка почтового клиента

Программное обеспечение для работы в Интернет. Браузеры и почтовые клиенты. Правила поиска информации в Интернет. Поисковые системы, тематические каталоги, получение информации с FTP-серверов.

Настройка почтового клиента.

Основные понятия и назначение почтового клиента. Отправка и получение почты. Создание контакта.

 

Тема 7. Настройка ПЭВМ. Программное обеспечение. Устранение неполадок

Наиболее  распространенное  программное  обеспечение ПЭВМ. Программы для тестирования ПЭВМ. Программы для резервного копирования и архивации данных. Графические редакторы. Проверка работоспособности. Типовые неисправности. Причины ухудшения производительности ПЭВМ. Проверка дисков на наличие ошибок. Фрагментация дисков. Использование программы дефрагментации дисков. Отчистка диска. Мониторинг производительности ПЭВМ. Выявление слабого места в аппаратной конфигурации компьютера. Устранение мелких неполадок. Устранение конфликтов между устройствами. Восстановление системы после сбоев. Установка антивирусных программ. Компьютерные вирусы, их происхождение и распро­странение. Типы компьютерных вирусов. Обновление антивирусных баз.


30

 

1.3.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

предмета «Основы программирования на Vbasic»

 

Тематический план

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Алгоритм и его формальное исполнение

4

2

Объектно-ориентированный подход

8

3

Основные элементы программирования

20

4

Отладка программ

8

 

ИТОГО:

40

 

П Р О Г Р А М М А

 

Тема 1. Алгоритм и его формальное исполнение

Понятие алгоритма, его свойства. Основные типы алгоритмических структур (линейный, ветвления, циклический). Блок-схема. Основные элементы блок-схем. Компьютер – исполнитель. Моделирование. Формализация. Статические и динамические модели. Анализ требований к разработке. Пошаговая детализация, при решении задачи. Алгебра логики. Виды суждений. Логические законы. Основные логические операции. Высказывания, упрощение высказываний. Таблицы истинности.

 

Тема 2. Объектно-ориентированный подход

Объектно-ориентированный подход в информационных технологиях. Переменные, процедуры и функции. Понятия объект и его свойства, классы объектов, экземпляры класса, семейства объектов, свойства объектов, методы объектов. Понятие инкапсуляции, полиморфизма, наследования. Абстрактные типы данных. Графический интерфейс. Работа с формами. Основные элементы форм. Управляющие элементы. Использование визуальных инструментов доступа к данным. Проектирование программы.

31

 

Тема 3. Основные элементы программирования

Программирование. Языки программирования. Трансляторы. Интерпретаторы. Переменные, имена и типы переменных, типы  данных, область действия переменных,  присвоение значений переменным, константы. Операторы и их размещение на строках.

Массивы. Объявление массивов. Работа с массивами. Поиск и сортировка. Математические операторы, арифметические, строковые и логические выражения.

Работа со строками. Выделение подстроки. Преобразование строк. Объединение строк.

Функции. Синтаксис функций. Комментарии.

Ввод-вывод информации.

Событийные и общие процедуры.

Реализация программы.

 

Тема 4. Отладка программ

Сообщения об ошибках. Анализ сообщений об ошибках. Этапы отладки. Тестирование частей программы. Тестирование всей программы. Сопровождение программы.  Улучшение интерфейса пользователя. Повышение удобства использования приложения. Принципы разработки программы группой.

 


32

 

2. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И ПРОГРАММА

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

 

1. Обучение в учебном классе

 

1

Вводное занятие

2

2

Безопасность труда, электробезопасность и пожарная безопасность в учебном классе

6

3

Организация работы на ЭВМ

8

4

Освоение методов работы с клавиатурой и вводными устройствами

96

5

Работа с периферийными устройствами

80

6

Настройка ПЭВМ. Тестирование

184

7

Работа в офисных приложениях

64

8

Программа на Vbasic по направлениям

40

9

Поиск информации в Интернет

32

 

Квалификационная (пробная) работа

 

 

ИТОГО:

512

 

П Р О Г Р А М М А

 

1. ОБУЧЕНИЕ В УЧЕБНОМ КЛАССЕ

 

Тема 1. Вводное занятие

Ознакомление учащихся с оборудованием компьютерного класса, ре­жимом работы, формами организации труда и правилами внутреннего распо­рядка.

Учебно-производственные и воспитательные задачи курса.

Профессия и ее назначение. Содержание труда операторов электронно-вычислительных машин.

33

 

Роль практического (производственного) обучения в формировании на­выков эффективного и качественного труда оператора ЭВМ. Профессио­нальная компетентность и мастерство как залог конкурентоспособности на рынке труда.

Вредные воздействия ПЭВМ на пользователя. Вредные воздействия пользователя на ПЭВМ. Правила безопасной работы.

Поддержка санитарного состояния оборудования и рабочих мест в соот­ветствии с нормами.

Расстановка обучающихся по рабочим местам.

 

Тема 2. Безопасность труда, электробезопасность и
пожарная безопасность в учебном классе

Ознакомление с режимом работы, формами организа­ции труда и правилами внутреннего трудового распорядка в учебном классе, программой и порядком проведения прак­тического обучения.

Отработка комплекса упражнений для глаз, комплекса упражнений для физкультурных минуток. Инструктаж по охране труда, электробезопасности и пожарной безопасности. Инструктаж по оказанию первой помощи при поражении электрическим током. Требования техники безопасности при работе с ПЭВМ. Основные вредные факторы, возникающие при работе с ПЭВМ.

 

Тема 3. Организация работы на ЭВМ

Установка оборудования. Расположение монитора и системного блока в зависимости от имеющегося свободного рабочего пространства, взаимная ориентация их. Регулирование положения и режимов работы монитора с учетом норм и правил. Выбор места нахождения клавиатуры. Требования к по­ложению рук на ней.

Соединение и подключение монитора, системного блока и клавиатуры.

34

Установка периферийных устройств. Правила подключения принтера, сканера, акустических колонок, модема и др.

Самостоятельная организация рабочего места оператора электронно-вычислительных машин.

 

Тема 4. Освоение методов работы

с клавиатурой и вводными устройствами

Клавиатура - основной инструмент взаимодействия пользователя с ЭВМ. Понятие о технических, стандартах.: Стандартная клавиатура IBM-совместимых ПЭВМ.

Ввод буквенно-цифровой , информации, специальных управляющих символов и т.д.

Десятипальцевыи метод или метод набора текста вслепую.

Программы для обучения работе с клавиатурой.

Включение, перезагрузка, выключение ПК, обучение пользованию русской и латинской клавиатуры в программах «тренажер клавиатуры».

Работа с манипулятором типа "мышь". Настройка клавиш «мыши» для дальнейшей работы. Отработка приемов свободного владения «мышью». Использование «мыши» как средства общения с компьютером.

Изучение устройства графического манипулятора «мыши». Демонстра­ция возможных неполадок «мыши». Устранение загрязнения «мыши».

 

Тема 5. Работа с периферийными устройствами

Планирование размещения периферийных устройств. Включение, перезагрузка и выключение периферийных устройств. Установка, присоединение и настройка принтера, сканера, модема. Сканирование изображений, печать документов и установление связи по коммутируемой линии.

 

Тема 6. Настройка ПЭВМ. Тестирование

Установка операционной системы. Загрузка системы. Работа в операционной системе. Навигация по операцион-

35

 

ной системе. Замена фона рабочего стола. Добавление ярлыков на рабочий стол. Работа с корзиной. Перевод времени. Переключение между раскладкой клавиатуры. Работа с меню «Пуск». Выполнение операций с окнами. Запуск и завершение программ. Завершение работы системы. Работа с программой проводником. Навигация по дереву папок. Копирование, перемещение и удаление папок и файлов. Установка драйверов устройств. Тестирование ПЭВМ. Просмотр текущей загруженности процессора. Проверка диска на наличие ошибок. Дефрагментация диска. Очистка диска. Настройка рабочего стола. Установка антивирусных программ. Обновление антивирусных баз. Проверка системы на наличие вирусов. Архивация данных с помощью встроенных средств Windows. Работа с утилитами командной строки. Устранение неполадок. Настройка компьютера для работы в локальной сети. Просмотр сетевого окружения. Доступ к сетевым ресурсам. Поиск компьютера в сети. Проверка связи с удаленным компьютером.

 

Тема 7. Работа в офисных приложениях

Работа с текстовым редактором WORD: Создание нового документа. Ввод текста. Освоение навыков по вводу и редактированию текста, форматированию и просмотру документов в различных режимах. Изменение формата шрифта и абзаца. Приобретение навыков копирования и перемещения фрагментов текста. Использование различных стилей. Создание оглавлений и ссылок. Вставка объектов. Поиск и замена текста. Добавление и форматирование таблиц. Использование и создание шаблонов. Подготовка документа к печати. Сохранение документов. Оформление работы в редакторе WORD.

Работа с редактором таблиц EXCEL: Создание новой книги. Ввод данных в ячейки. Форматирование ячеек. Создание простейших отчетных ведомостей в EXCEL. Создание формул. Копирование и перемещение ячеек. Финансо-

36

 

вые функции. Заполнение бухгалтерских документов (счетов, счетов-фактур, накладных и т.д.). Добавление и редактирование графиков и диаграмм. Подготовка листа для вывода на печать. Сохранение книги.

Отработка приемов работы с приложениями Windows; приобретение навыков ввода командных строк и работа с главным меню Windows.

Приобретение навыков копирования, перемещения, переименования, удаления, просмотра содержимого документа, копирование фрагментов текста, приобретение навыков открытия и сохранения файлов, поиска и замены слов в тексте документа.

Освоение навыков упаковки данных, извлечение данных из архивов.

Использование списка файлов для архивации, просмотра содержания архивов и защита.

Настройка почтового клиента. Создание почтового сообщения. Добавление к сообщению вложенного файла. Отправка и прием почтовых сообщений. Добавление контактов электронной почты.

 

Тема 8. Программа на Vbasic по направлениям

Определение требований к разработке. Моделирование задачи. Проектирование программы и графического интерфейса. Написание алгоритма. Создание блок-схемы. Реализация программы. Создание графического интерфейса. Создание процедур. Создание функций. Написание программы на VBASIC. Отладка программы. Тестирование частей программы. Тестирование программы в целом. Улучшение и оптимизация программы. Улучшение интерфейса пользователя.

 

Тема 9. Поиск информации в Интернет

Выбор провайдера и подключение к Internet.

Запуск программы браузера. Загрузка поисковых сай-

37

 

тов. Формирование корректных запросов к поисковым системам. Анализ результата поиска. Поиск информации в электронных каталогах. Поиск фразы на WEB-странице. Поиск информации на FTP-сервере.

 

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ (ПРОБНАЯ) РАБОТА


38

 

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

 

КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Профессия – Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин

Квалификация – 4-й разряд

 

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин 4-го разряда должен знать:

-       правила технической эксплуатации ЭВМ;

-       рабочие инструкции и другие руководящие материалы по обработке информации;

-       технические носители информации;

-       коды, применяемые на ЭВМ;

-       структуру выходных таблиц для обнаружения сбоев во время работы ЭВМ;

-       правила охраны труда, электро- и пожарной безопасности, пользование средствами пожаротушения.

 

Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин 4-го разряда должен уметь:

-       обеспечивать проведение вычислительного процесса в соответствии с рабочими программами;

-       подготавливать техни­ческие носители информации на устройствах подготовки данных и их контроль;

-       записывать, считывать и перезаписывать информацию с одного вида носителей на другой;

-       наблюдать за работой ЭВМ;

-       устанавливать причины сбоев работы ЭВМ в процессе обработки информации;

-       устранять выявленные дефекты;

-       производить усовершенствование персональных ЭВМ;

-       выполнять правила охраны труда и противопожарной безопасности.


39

 

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

повышения квалификации рабочих по профессии

«Оператор электронно-вычислительных

и вычислительных машин» на 4-й разряд

 

Срок обучения – 2,5 месяца

№ п/п

Предметы

Всего за курс обучения

1

Теоретическое обучение

 

1.1

Экономический курс

 

1.1.1

Экономика отрасли и предприятия

12

1.2

Специальный курс

 

1.2.1

Аппаратное обеспечение ЭВМ

30

1.2.2

Программное обеспечение ЭВМ

40

1.2.3

Основы программирования на Vbasic

18

2

Практическое

(производственное) обучение

 

2.1

Производственное обучение

264

 

Резерв учебного времени

16

 

Консультации

12

 

Квалификационный экзамен

8

 

ИТОГО:

400

 


40

 

1.2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ КУРС

 

1.2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

предмета «Аппаратное обеспечение ЭВМ»

 

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Тенденции развития и сравнительные характеристики современных ПЭВМ

4

2

Тестирование основных составляющих и блоков ПЭВМ

6

3

Устранение неполадок при работе с периферийными устройствами

6

4

Взаимодействие компьютеров в сети

8

5

Модернизация ПЭВМ и установка дополнительных комплектующих

6

 

ИТОГО:

30

 

 

1.2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

предмета «Программное обеспечение ЭВМ»

 

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Дополнительные возможности операционной системы

16

2

Использование расширенных возможностей текстового редактора

6

3

Использование расширенных возможностей редактора таблиц

8

4

Работа в Internet. Использование расширенных возможностей почтового клиента

4

5

Увеличение производительности ПЭВМ

6

 

ИТОГО:

40

 

41

 

1.2.3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

предмета «Основы программирования на Vbasic»

 

п/п

Тема

Кол-во часов

1

Элементы программирования

10

2

Отладка программ

8

 

ИТОГО:

18

 

 

II. ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ

 

2.1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Тематический план

№ п/п

Тема

Кол-во часов

1

Вводное занятие. Безопасность труда

8

2

Настройка ПЭВМ. Тестирование компонентов ПЭВМ

24

3

Установка плат расширения

32

4

Установка и обновление драйверов периферийных устройств

32

5

Установка программного обеспечения и компонентов операционной системы

48

6

Создание учетных записей пользователей

40

7

Работа в офисных приложениях

56

8

Программа Vbasic по направлениям

24

 

ИТОГО:

264

 


42

 

ПРИМЕРНЫЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ

 

Экзаменационные билеты являются примерными, их содержание при необходимости может корректироваться преподавателем образовательного учреждения, рассматриваться методической комиссией и утверждаться директором образовательного учреждения.

 

Билет № 1

  1. Архитектура ЭВМ.
  2. Напишите процедуру вывода немодального экранного сообщения на VBASIC.
  3. Комплекс упражнений для глаз.

 

Билет № 2

  1. Общие понятия о хозяйственном учете, его значение. Документация в бухгалтерском учете.
  2. Понятие операционной системы. Этапы установки операционной системы.
  3. Создайте новый файл, содержащий следующий текст: **

Строки, набранные слишком мелким шрифтом (8 пунктов и менее), читаются с трудом.

Для деловых документов, печатаемых на стандарт­ных листах, наиболее оптимален шрифт с кеглем 12 пунктов.

Шрифт с кеглем 16 пунктов и более в деловых до­кументах воспринимается как гигантский.

**

Установите размер шрифта для 1-го абзаца 8 пт, для 2-го - 12 пт. для 3-го - 16 пт.

Сохраните файл в папке BANK с произвольным именем.

Поменяйте местами 1-ый и 3-ий абзацы и сохраните повторно файл под другим именем.

 

 

43

 

Билет № 3

  1. Взаимодействие компьютеров в сети.
  2. Создайте новый файл, содержащий следующий текст:

**

Используйте полужирное начертание для привле­чения взгляда читателя к определенной части докумен­та, например, к заголовку.

Применяйте курсивное начертание, если требуется выделить отдельные слова в предложении или в заго­ловке.

Используйте функцию подчеркивания, если текст в вашем документе в буквальном смысле нужно подчерк­нуть.

**

Выделите в первом абзаце слова «полужирное начертание» полу­жирным, во 2-м абзаце слова «курсивное начертание» - курсивом, 3-й абзац подчеркните.

Скопируйте 1 -и абзац в конец текста.

Сохраните файл в папке BANK с произвольным именем.

  1. Рациональный режим труда и отдыха.
  2. Общая характеристика бухгалтерской отчетности.
  3. Демонтаж и монтаж комплектующих ПЭВМ.
  4. Создайте новый файл, содержащий следующий текст:

 

Билет № 4

**

Выделение текста и рисунков с помощью мыши. Любой фрагмент текста. Используйте перемещение. Слово. Дважды щелкните слово. Рисунок. Щелкните рисунок. Строку текста. Переместите указатель к левому краю строки так, чтобы он превратился в стрелку, направленную вправо, после чего выделите кнопкой мыши несколько строк текста. Переместите указатель к левому краю одной из строк так, чтобы он превратился в стрелку, направленную вправо, а затем перетащите указа­тель вверх или вниз.

 

44

 

**

Отцентрируйте заголовок.

Сохраните файл в папке BANK с произвольным именем.

 

Билет № 5

  1. Информация как объект правового регулирования.
  2. Периферийные устройства.
  3. Создайте новый файл, содержащий следующий текст:

**

Нажмите кнопку Открыть. Из окна Папка выберите диск, папку или каталог Интернета, в котором содержится документ. Откройте папку, содержащую искомый доку­мент, двойным щелчком мыши.

**

Сохраните текст в файле с произвольным именем в папке BANK. Задайте для основного текста размер шрифта -   14 пт. для заго­ловка- 16 пт.

Увеличьте интервал между абзацами. Сохраните файл повторно с другим именем.

 

Билет № 6

  1. Правила написания писем с точки зрения этики.
  2. Основные логические операции.
  3. Создайте таблицу, состоящую из 6 столбцов и 8 строк.

Ширина столбцов: 1-ю 1 см: 2-го 7 см: 3-го - 1.5 см: 4-го и 5-го - 2 см: 6-го 3 см. Высота строк - авто. Увеличьте немного ширину 4-го и 5-го столбца.

Сохраните таблицу в файле с произвольным именем в папке BANK.

 

Билет № 7

  1. Понятие лицензии. Лицензионное программное обеспечение.
  2. Устройства вывода информации.

45

  1. WORD. Создайте новый файл, содержащий следующий текст:

**

Горизонтальная полоса прокрутки также имеет еще одну важную особенность. В левой ее части расположены четыре кнопки, позволяющие изменять режим просмотра документа: обычный, режим электронного документа. Разметка страницы и режим структуры. Фактически, эти кнопки дублируют первые четыре команды меню Вид.

Вы постоянно видите рядом с вводимым текстом кур­сор мерцающую вертикальную черту в окне документа, которая обозначает место для ввода текстового символа. **

Поменяйте абзацы местами. Установите отступы первой строки для абзацев.

Увеличьте расстояние между абзацами.

 

Билет № 8

  1. Настройка пользовательского окружения.
  2. WORD. Создайте таблицу, состоящую из 6 столбцов и 8
    строк.

Ширина столбцов: 1-го 1 см: 2-го 7 см: 3-го - 1.5 см: 4-го и 5-го - 2 см: 6-го 3 см.

Высота строк - авто.

Увеличьте ширину 4-го и 5-го столбца.

Сохраните таблицу в файле с произвольным именем в папке BANK.

  1. Правила безопасности при обра­щении с электрооборудованием и электрифицированным инструментом.

 

Билет № 9

  1. Трудовой договор: понятия, виды.
  2. Приборы и методы тестирования ПК.
  3. WORD. Создайте новый файл, содержащий следующий текст:

**

Нажмите кнопку Открыть.

46

 

Из окна Папка выберите диск, локальную или сетевую папку, в котором содержится документ.

Откройте папку, содержащую искомый документ, двойным щелчком мыши.

**

Сохраните текст в файле с произвольным именем в папке BANK. Задайте для основного текста размер шрифта -   14 пт. для заго­ловка- 16 пт.

Увеличьте интервал между абзацами. Сохраните файл повторно с другим именем.

 

Билет № 10

  1. Предупреждение компьютерных преступлений.
  2. Логические законы.
  3. Написание процедуры вывода текста на принтер на VBASIC.

 

Билет №11

  1. Трудовые споры и порядок их раз­решения.
  2. WORD. Создайте таблицу, состоящую из 5 столбцов и 10 строк.

Ширина столбцов: 1-го 1 см: 2-го 7 см: 3-го - 1.5 см: 4-го и 5-го - 2 см: Высота строк - авто.

Увеличьте ширину 2-го и 3-го столбца.

Сохраните таблицу в файле с произвольным именем в папке BANK.

  1. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации пожара.

 

Билет № 12

  1. Ответственность за использование нелицензионных (контрафактных) программ.
  2. Принципы работы и организации Internet.
  3. Напишите процедуру вывода модального сообщения «нажмите кнопку ОК» на VBASIC.

47

 

Билет № 13

  1. Операционная система: Панель задач и ее элементы.
  2. WORD. Создайте новый файл, содержащий следующий текст:

**

По умолчанию текст, введенный в ячейку, выравнивается по ее левому краю, а числа – по правому краю. Изменить способ выравнивания в ячейке или диапазоне можно с помощью кнопок панели инструментов Форматирование.

**

Сохраните текст в файле с произвольным именем в папке BANK. Задайте для слова «Форматирование» размер шрифта -   16 пт. для остального текста - 14 пт.

Увеличьте интервал между строками до значения 1,5. Сохраните файл повторно с другим именем.

  1. Защита от вредного воздействия компьютера на состояние психики человека и его физическое состояние, меры профилактики.

 

Билет № 14

  1. Мониторинг производительности ПК.
  2. WORD. Создайте новый файл, содержащий следующий текст:

**

Вы пришли в компьютерный класс. Прежде всего нужно позаботиться о безопасности работы на ПК. К каждому рабочему месту подведено высокое напряжение. Если Вы обнаружили какую-нибудь неисправность, незамедлительно проинформируйте об этом ответственное лицо.

**

Сохраните текст в файле с произвольным именем в папке BANK. Задайте для слова «незамедлительно» размер шрифта -   18 пт., полужирное начертание и красный цвет; для остального текста - 14 пт.

 

48

 

Увеличьте интервал между строками до значения 2. Сохраните файл повторно с другим именем.

  1. Первая помощь пострадавшему от электрического то­ка.

 

Билет №15

  1. Понятие инкапсуляции, полиморфизма, наследования.
  2. WORD. Создайте новый файл, содержащий следующий текст:

**

Можно ли дать строгое определение понятию алгоритм?

Назовите общее свойство алгоритмов.

Что такое исполнитель алгоритма?

Как с помощью блок-схемы изображается оператор условия?

**

Сохраните текст в файле с произвольным именем в папке BANK. Задайте для текста размер шрифта -   14 пт., Задайте автоматическую нумерацию вопросам.

Увеличьте интервал между строками до значения 1,5. Сохраните файл повторно с другим именем.

  1. Принципы оказания первой помощи.

 


49

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

Андерсен Вирджиния. Базы данных Microsoft Access. Проблемы и решения. – М.: Эком, 2001.

Андреев А.Г. Windows 2000 Professional. Русская версия. – СПб.: БХВ-Петербург, 2001.

Ари Каплан, Мортен Штрунге Нильсен. Windows 2000 изнутри. – М.: ДМК, 2001.

Богумирский Б. Энциклопедия Windows 98. – СПб.: Питер, 1999.

Васильев В., Малиновский А. Основы работы на ПК. – СПб.: БХВ-Петербург, 2002.

Волоков Ю., Тихонова М. Windows Me. Руководство пользователя с примерами. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2001.

Гук М. Аппаратные средства IBM PC. – СПб.: Питер, 1999.

Гусев А.В. Максимальное использование ресурсов компьютера. – М.: Strix, 1996.

Дьяконов В.П. Настольная книга пользователя (изд. 4-е пер. и доп.). – М.: Салон-Р, 2002.

Житкова О.А. и др. Основы информатики и вычислительной техники. – М.: Интеллект-центр, 2000.

Житкова О.А. и др. Алгоритмы и основы программирования (тематический контроль по информатике). – М.: Интеллект центр, 2000.

Житкова О.А. и др. Операционная система и текстовый редактор (тематический контроль по информатике). – М.: Интеллект центр, 2000.

Зелинский С.Э. Эффективное пользование ПК. – М.: ДМК пресс, 2001.

Закер. К. Компьютерные сети. – М.: BHV, 2001.

Киселев СВ., Курганов В.П. Оператор ЭВМ. – М.: ИРПО, 1999.

 

50

 

Киселев СВ. Современные офисные технологии (уч. пособие для 10-11 кл.). – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Кирсанов Д. Факс модем от покупки до подключения и выхода в Интернет. – СПб.: Символ, 1997.

Коцюбинский А.О., Грошев СВ. Правила уверенной работы на компьютере. – М.: Триумф, 2000.

Коцюбинский А.О. Рисунки на компьютере. – М.: Триумф, 2000.

Кузнецов И.Н. Интернет в учебной и научной работе. – М.: Данилов и К°, 2002.

Кузнецов А., Морозов A. Windows 98. – М.: ДМК, 2001.

Литвинов В.Г. Обучение навыкам работы на клавиатуре ПК (уч. пособие для 10-11 кл.). – М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Муртазин Э.В. Internet. – М.: ДМК, 2002.

Валяев В.И. Рабочая тетрадь по спецкурсу (профессия «Оператор ЭВМ»). – М.: Изд. центр АПО, 2002.

Валяев В.И. Лабораторный практикум по спецкурсу (профессия «Оператор ЭВМ»). – М.: Изд. центр АПО, 2002.


51

 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

 

Стр.

Пояснительная записка ……………………………….

  3

 

Квалификационная характеристика на 2-й – 3-й разряды ……………………………………………………

 

  5

 

Примерный учебный план и программа для профессиональной подготовки рабочих по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных» на 2-й – 3-й разряды ……………………….

 

 

 

9

 

Повышение квалификации рабочих по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных» на 4-й разряд …………………………….....

 

 

38

 

Примерные экзаменационные билеты ………………

42

 

Литература …………………………………………….

49

 


 

Сорокина Галина Сергеевна

Малышева Валентина Александровна

Прилипова Екатерина Дмитриевна

 

 

Сборник учебных планов и программ для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих по профессии «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных».

 

 

 

 

 

Ответственный за выпуск                В.А. Малышева

Компьютерная верстка        Е.Д. Кошелева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отзывы и предложения направлять по адресу: 125319, Москва, ул. Черняховского, 9, Институт развития профессионального образования, лаборатория подготовки рабочих на производстве. Телефон 152-63-01.

 
Сен 2017
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
mod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_countermod_vvisit_counter
mod_vvisit_counterСегодня802
mod_vvisit_counterВчера1068
mod_vvisit_counterЭта неделя6004
mod_vvisit_counterЭтот месяц25968
Гильдия ювелиров РФ

Свидетельство ТПП РФ

certificate

Погода в Москве

Яндекс.Погода